Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?


Наша группа ВКонтакте СМИ 62
Наша группа в одноклассниках СМИ 62
Скачайте приложение СМИ 62 для android

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Чем уникальна культура нашего края? Какие обычаи по-прежнему живут в сёлах? И как их сохраняют? На эти и другие вопросы нашей редакции отвечает Елена ШАПОВСКАЯ, директор Рязанского областного научно-методического центра народного творчества.

Все сёла разные

Александр Мысовских, «АиФ-Рязань»: Елена Михайловна, объясните молодёжи, почему так важно сегодня работать над сохранением народного творчества? Увы, не все сегодня считают эту тему актуальной.

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?Елена Шаповская: А зря. Народное творчество – это нематериальное культурное наследие, которое досталось нам от наших предков. Наша обязанность – бережно хранить это наследие. Для этого мы поддерживаем прочную связь с людьми, которые являются носителями традиционной народной культуры. Преимущественно они проживают на селе. Эти люди из поколения в поколение хранят обряды, традиции, обычаи и народные костюмы своих предков. Что интересно, у каждого села своё культурное наследие, свои неповторимые черты. Возьмём, к примеру, сёла Скопинского района – Секирино, Поляны, Ильинка – они находятся рядом друг с другом. Но у каждого свои – традиции, свои костюмы, свои обряды. Наша задача – всё зафиксировать, исследовать и, конечно, сохранить в первозданном виде.

Другая наша задача – сохранение народного творчества во всём его жанровом многообразии. В нашу сеть входят 562 клубных учреждения. В их числе районные и сельские дома культуры, клубы. Они по-разному называются, но все они – учреждения культуры клубного типа. Мы постоянно работаем с ними, оказываем им методическую и практическую помощь, собираем разную статистику, анализируем её, проводим мониторинг по всем направлениям деятельности этих учреждений. И на основе полученной информации смотрим, в каком направлении нам идти.

– И в каком направлении вы сейчас идёте?

– Мы стремимся к тому, чтобы сохранить все жанровые направления. В их числе театральный, хоровой, фольклорный, эстрадный, духовой жанры, жанр декоративно-прикладного творчества и т.д. Работу ведём с помощью людей, которые работают в наших учреждениях. Наша задача – развивать их, повышать уровень профессионального мастерства клубных работников. Для этого используем соревновательный компонент: проводим много самых разных фестивалей и конкурсов – сначала на муниципальном уровне, а потом и на областном. Так мы воочию видим наши творческие коллективы в самых разных жанрах. Те коллективы, которые соответствуют всем предъявляемым требованиям, получают звание народного. Таких коллективов у нас 182. Они представляют Рязанскую область на всероссийских конкурсах и фестивалях.

Поездки в районы

– Расскажите о своей исследовательской работе.

– Этой работой Центр народного творчества занимается уже 30 лет. Мы сотрудничаем с академическими вузами страны и города Рязани. Кроме того, занимаемся экспедиционной деятельностью в наших районах по всем направлениям этнографии. И ведь мало просто выехать и зафиксировать – надо ещё передать полученный материал. Как? Конечно, с помощью печатных и электронных изданий. Мы, кстати, издаём Рязанский этнографический вестник, который уже насчитывает около 70 книг. Главную редакцию более 35 лет возглавляет Вячеслав Васильевич Коростылев.

Авторами публикаций в вестнике являются научные сотрудники, доктора наук, кандидаты наук академических вузов Рязани, Москвы, Санкт-Петербурга. Много сборников у нас выпущено доктором филологических наук Еленой Самоделовой – она работает в институте мировой литературы имени А.М. Горького, учёными Института этнологии и антропологии РАН. Нами издана «Антология музыкально-обрядового фольклора», где мы записали голоса носителей традиционной песенной культуры – аутентичного фольклора. Они нам напели то, что осталось от их предков. Мы это всё сохраняем, объединяем в разные сборники. И этими материалами уже пользуются руководители разных детских фольклорных коллективов, студенты, руководители творческих коллективов.

Рязанская область – уникальный регион. Он находится на земле, где соприкасаются многие культуры.

– Аутентичность в вашем случае – это по-другому уникальность?

– Если точнее, традиционность, передающаяся из поколения в поколение.

– В чём же особенность нашей традиции? Что её отличает от традиций соседних регионов?

– Рязанская область – уникальный регион. Он находится на земле, где соприкасаются многие культуры. С Мордовией, к примеру, граничит Кадомский район. Как результат, мы видим отголоски мордвы и в местном костюме, и в традициях. Оставила у нас заметный след и финно-угорская культура. А возьмём, к примеру, такой пласт народной культуры, как костюм, то увидим такое многообразие… Стандартный женский народный костюм – это понёвный комплекс, состоящий из шерстяной юбки, рубахи и фартука, который в разных сёлах называется по-своему(запон, занавеска).

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Фото: АиФ/ из архива Рязанского областного научно-методического центра народного творчества

Кроме того, в Рязанской области понёвы отличаются не только по цвету, но и по технике своего исполнения. Так, в Касимовском районе существовала красно-коричневая двухосновная понёва с геометрическим рисунком, в Кадомском районе понёва насыщенного красного цвета в горизонтальную полосу, а в Скопинском, Рязанском, Милославском, Ухоловском, Михайловском районах понёва имеет чёрную основу с клетчатым рисунком. Причём в зависимости от села клетка могла варьироваться не только по цвету, но и по размеру. В то время как в других областях существует только один вид понёв. Один из основных цветов наших костюмов – красный. Я бы даже сказала – насыщенный красный. Он выделял рязанцев в толпе.

Уникальны и головные уборы рязанцев. Есть такой замечательный головной убор, как рогатая кичка. Он характерен для жителей района Богословщины – территории Иоанно-Богословского монастыря (Михайловский, Захаровский, Рыбновский районы), на этой территории костюм отличается своей многослойностью – помимо понёвы, рубахи, рогатой кички и запона, так же носили кодман (разновидность верхней одежды).

На стыке культур

– В продолжение разговора об уникальности нашей культуры. А ведь часть её – это и татарская культура…

– Конечно, но это совсем другое направление работы Центра народного творчества – поддержка национальных культур. Для справки, в Рязанской области около 70 национальных культур. Татарская, конечно, одна из самых крупных. Больше 25 лет мы занимаемся развитием национальных культур. Много работаем в нашем историческом Касимове – городе двух культур: русской и татарской.

В Касимовском районе сохранилась традиция проведения замечательного татарского праздника Сабантуй. В нём участвуют всегда две команды батыев – из сёл Подлипки и Ахматово. Они соревнуются в состязаниях. Каждый год состав команд обновляется. Сложно сосчитать, сколько поколений приняло участие в Сабантуе. Ещё сложнее сосчитать гостей на празднике. Всегда приезжают гости из Казани. Кроме состязаний – выступления песенных коллективов, возможность попробовать национальные татарские блюда… Касимовские татары активно дружат с татарами из сёл Азеево Ермишинского района и Бастаново Сасовского района. Постоянно приезжают друг к другу на праздники. Чтобы не пересекаться, отмечают Сабантуй в разные дни. Праздники помогают сохранить и поддержать национальную татарскую культуру. С каждым годом они всё больше и больше собирают гостей.

Есть, кстати, идея провести Сабантуй в Рязани. Пока думаем. Праздник поможет и рязанцам, и гостям нашего города ближе познакомиться с культурой татарских сёл.

– В каждом селе, как я понимаю, она разная…

– Конечно. В каждом татарском селе свои традиции. К примеру, на Сабантуе в Касимовском районе нет такого состязания, как скачки, а в Азеево и Бастаново проводятся состязания на лошадях. Со стороны они выглядят очень захватывающе и эффектно. Много разных особенностей. Наша задача – сохранить эти особенности каждой национальности, проживающей на рязанской земле, их локальные традиции и обычаи. Наш центр, кстати, уже больше 20 лет проводит большой областной праздник «Многоликая Россия». Всегда приглашаем поучаствовать в нём национальные коллективы. Все они, можно сказать, аутентичные. В чистом виде сохранили традиции своих предков. Приятно, что каждый год в нашем празднике участвуют новые коллективы. Кто не смог приехать – на местном уровне организуют и проводят фестивали национальных культур. Такие праздники проходят в Касимовском, Скопинском, Чучковском, Михайловском, Пронском и других районах.

В глубинке нужны кадры

– Столько направлений работы-то у вас… А людей вам хватает?

– У самого Центра народного творчества есть замечательная команда. Создала её не я, хоть и являюсь руководителем учреждения больше 10 лет. Собрал её Вячеслав Васильевич Коростылёв, заслуженный работник культуры Российской Федерации, почётный гражданин г. Рязани. Он провёл довольно-таки трудоёмкую кадровую работу. Приходилось даже выезжать в институты культуры других регионов, чтобы приглашать к нам на работу специалистов. В итоге собрали нужный коллектив специалистов. В их числе шесть человек со стажем работы в 30 лет. И с одной записью в трудовой книжке. Это настоящие профессионалы, люди, которые любят свою профессию. С командой, костяк которой составляют такие опытные специалисты, работать очень легко. С другой стороны, приятно, что и много молодых кадров. Растим их, правда, сами, чуть ли не с детского возраста.

Но если в центре кадров хватает, в муниципальных образованиях найти их не так просто. Нужен такой проект, как «Земский работник культуры». Знаю, что в этом направлении работает губернатор Рязанской области Николай Любимов. Этот вопрос он поднимал на нескольких федеральных площадках. Правительство России, насколько я знаю, изучает возможность запуска этого проекта. Очень на это надеемся. С появлением проекта «Земский работник культуры» в глубинку поедут специалисты, которые нам нужны.

– Вот только не понятно теперь, где эти люди будут получать образование. Институт культуры-то закрыли…

– Это большая проблема для нас. Нынешним нашим работникам надо и профильное образование получать, и повышать квалификацию. А как это делать после закрытия Рязанского филиала МГИК? Решение отказаться от него, конечно, ударит по качеству подготовки кадров для сферы культуры. Будем надеяться на лучшее. Со своей стороны мы проводим много учебных мероприятий: творческих лабораторий, мастер-классов, семинаров по самым разным жанровым направлениям. Участвуют в этих мероприятиях в качестве педагогов специалисты из Москвы, в частности, из Российского Государственного Дома народного творчества имени В.Д. Поленова. И это притом, что и у нас немало профессионалов, готовых поделиться своими знаниями и опытом с молодыми кадрами.

Восстановили наследие

– Здорово, что сохранили и опыт, и знания. Встречал мнение, что советский период многие народные традиции «похоронил»…

– Да, к сожалению, за годы советской власти мы утратили многое из традиционной народной культуры. Часто смотрю на фотографии тех лет. В составе СССР было 15 республик. Почти все на фотографиях – в национальных костюмах, а русская девочка или мальчик… в пионерской форме. Остатки русской культуры – это образ девушки в белой блузке, красном платье, красных сапожках и с кокошником на голове. И всё. А ведь, как я уже говорила, у нас даже соседние сёла имеют разные костюмы.

Когда началась перестройка, в масштабах всей страны, к счастью, началась работа по сохранению традиционной народной культуры. Появился реестр объектов нематериального культурного наследия. Причём как российский, так и региональные. Работа дала результат. Ещё недавно были только народно-песенные коллективы, а теперь мы уже говорим о фольклорных, аутентичных коллективах. И число их продолжает увеличиваться – и в Рязани, и в каждом муниципалитете. Многие коллективы – детские. У нас традиционно проходит межрегиональный фольклорный конкурс-фестиваль «Праздничная карусель». Ему уже больше 30 лет. Если в начале 90-х годов в программе участников конкурса максимум было 10 – 12% рязанского репертуара, то сегодня рязанского репертуара в программе – 90%. Дети выходят на сцену в народных костюмах с элементами того населённого пункта, откуда они приехали, и с местным репертуаром. Это, можно сказать, даже требование к муниципальным фольклорным коллективам.

В рязанских сёлах чтят традиции. В некоторых до сих пор свадьбы проходят по местным обрядам, в местных костюмах.

– Расскажите тогда и о проекте «Моя малая Родина».

– Мы гордимся этим проектом. К нам в Центр приезжают не просто сельские коллективы, а целые сёла или деревни, которые сохранили свои корни, свои традиции, свою идентичность в первозданном виде. Мы всё фиксируем, записываем, внимательно просматриваем выступления коллективов. Они, со своей стороны, рассказывают, какие у них сохранились народные традиции и обряды. К примеру, свадебные. Да-да, у нас немало сёл, где до сих пор свадьбы проходят по местным обрядам, в местных костюмах. В том же Кадомском, Скопинском, Милославском районах. Молодое поколение чтит и уважает традиции своих предков. Это, конечно, радует. Вообще, свадебные обряды в Рязанской области – это отдельная тема для разговора. О них можно рассказывать бесконечно.

– Этот год, кстати, для вас, уверен, особенный: и 125-летие со дня рождения Сергея Есенина, и 925-летие Рязани…

– Год, конечно, уникальный, но для нас, если честно, каждый год – по-своему особенный. Ни одна большая дата не проходит нами не замеченной. Организуем много фестивалей, конкурсов, праздников… Конечно, сейчас в основном готовимся к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Уже во всех муниципалитетах проходит областной фестиваль любительского художественного творчества «Победа остаётся молодой!». Запланировано немало и других мероприятий. Будем надеяться, что последние события, связанные с карантинным режимом из-за распространения инфекций, несильно повлияют на наши планы…

ДОСЬЕ

Елена ШАПОВСКАЯ. Директор Рязанского областного научно-методического центра народного творчества. Окончила Рязанский филиал МГИК по специальности «Методист-организатор» и «Менеджер-экономист». В Центре народного творчества работает с 1989 года. Начинала с должности методиста, с 2009 года — директор. Имеет Почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Член Общественной палаты Рязанской области. Замужем, есть дочь и три внучки.

«We will folk you!» на сцене рязанской филармонии

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Наследие наших предков. Почему сегодня оно нуждается в особой защите?

Источник

Новости партнёра:
↓
Подробнее в Культура
Спектакль «Демон» рязанцы смогут посмотреть в режиме онлайн

Сюжет Коронавирус в Рязанской области Спектакль «Демон» рязанцы смогут посмотреть в режиме онлайн. Рязанский театр кукол проведет трансляцию 31 марта...

Перерождение или место в раю? О чём новый спектакль рязанского драмтеатра?

В основе нового спектакля на сцене рязанского Драмтеатра «Добро пожаловать в рай» – пьеса современного французского писателя Бернара Вербера. Главный герой...

Закрыть